Нумерация вагонов на железных дорогах России представляет собой почти что целую науку.

Что означает восьмизначный номер?

Каждый пассажирский вагон имеет восьмизначный номер, наносимый на корпус в две строчки.
Начинаются номера с нуля. «0» — это показатель того, что наша единица подвижного состава предназначена для перевозки людей.
Две другие цифры, наносимые в верхней строке, содержат в себе код железной дороги, к которой вагон приписан:
  • Октябрьская 01-07;
  • Калининградская 10;
  • Московская 17-23;
  • Горьковская 24-27;
  • Северная 28-31;
  • Северо-Кавказская 51-53;
  • Юго-Восточная 58-60;
  • Приволжская 61-62;
  • Куйбышевская 63-65;
  • Свердловская 76-79;
  • Южно-Уральская 80-82;
  • Западно-Сибирская 83-87;
  • Красноярская 88-89;
  • Восточно-Сибирская 90-93;
  • Забайкальская 94-95;
  • Дальневосточная 96-98;
  • Сахалинская 99.
Первый ряд вроде бы никаких трудностей не вызывает. То есть, если мы увидим в нем цифры «017» то сразу уже будет понятно, что вагон пассажирский и находится в эксплуатации у Московской железной дороги. 
Далее ряд второй или нижний. Четвертая цифра номера расскажет нам о категории вагона:
  • 0 — мягкий;
  • 1 — купейный;
  • 2 — плацкартный;
  • 3 — вагон межобластного сообщения с креслами и местами для сидения;
  • 4 — почтовый и банковский;
  • 5 — багажный и почтово-багажный;
  • 6 — вагон-ресторан;
  • 7 — служебно-технический (к примеру, дефектоскоп или путеизмеритель);
  • 8 — спецвагон;
  • 9 — резерв.
Таким образом, сочетание первых четырех цифр «0176» еще более прояснит ситуацию – речь идет о вагоне-ресторане, приписанном к Московской железной дороге.
Пятая, шестая и седьмая цифры – это, собственно, порядковый номер вагона. Здесь, наверное, стоит сделать ремарку и отметить, что пятый символ номера также несет особую миссию. Это касается, большей частью, купейных вагонов.
Так вот, «простым» купейным вагонам и вагонам с буфетом полагаются цифры от «1» до «3», вагонам, переделанным из штабных в «обычные» – цифра «4», для действующих штабных вагонов с радио-купе – пятым символом становится цифра «6», а вагонам, где есть купе-буфет дают цифру «7». 

По такому же принципу пятым символом у «мягкого» вагона европейского габарита РИЦ будет цифра «2», а у почтового вагона, если он предназначен для перевозки ценностей, цифра «4».

А вот самая интересная — это восьмая цифра или, как ее еще называют, «контрольное число». Его придется высчитать.

Арифметику все помнят? Чудесно. Тогда попробуем: для начала следует каждую четную цифру номера вагона умножить на 1, а нечетную — на 2 и затем суммировать все произведения.

То есть, если у нас первые семь цифр, допустим, «0176123», то нам нужно сделать следующий расчет :

(0*1)+(1*2)+(7*2)+(6*2)+(1*2)+(2*1)+(3*2)=0+2+14+12+2+2+6=38.

Теперь полученное число 38 нужно дополнить до полного десятка, то есть до 40 и таким образом наша контрольная цифра будет 4, а номер вагона выглядеть следующим образом: 01761234.

Взглянув на вагон с таким номером мы теперь смело можем удивляться тем, кто не сможет сразу понять, что перед ними вагон-ресторан столичной магистрали с порядковым номером 123.

Порядок нумерации пассажирских вагонов поезда
Порядок нумерации пассажирских вагонов поезда

Пример нумерации пассажирских вагонов

Ну, как пример еще давайте посмотрим вот такой номер «07722556». Совершенно верно, пассажирский, Свердловская железная дорога, плацкартный, порядковый номер 255. Контрольное число «6» получилось, потому что мы округлили до полного десятка полученную в результате умножения и сложения всех предыдущих цифр число 52. Скажу по секрету, этот вагон частенько «бегает» в составе поезда Свердловск-Новороссийск. Доводилось лично видеть и не раз.
image image